Главная » Статьи » Законы о животных

Законы о животных

Московский закон «О животных»

принят Думой во втором чтении

Данный Закон принят на основании Конституции Российской Федерации и Устава города Москвы, в соответствии с Гражданским, Уголовным кодексами Российской Федерации, Кодексом РСФСР Об административных правонарушениях, законами Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 года № 2060-1, «О животном мире» от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ, «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ, «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, «О ветеринарии» от 14 мая 1993 года № 4979-1 и направлен на реализацию законных прав и свобод граждан, обеспечение санитарно-эпидемиологического и эпизоотического благополучия, охрану здоровья и жизни людей при содержании, использовании и охране животных, защиту животных от жестокого обращения, обеспечение сохранения животного мира и биологического разнообразия.

Глава I Общие положения
Статья 1. Основные понятия:

— жестокое обращение с животными — умышленные действие или бездействие, повлекшие увечье или гибель животного, а равно истязание;
— животное, находящееся в трудном положении или терпящее бедствие — животное находящееся в ситуации, обстоятельства которой угрожают его жизни или здоровью, и не могут быть преодолены без стороннего вмешательства;
— животное, представляющее общественную опасность — животное, представляющее непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей;
— истязание — причинение страданий путём систематического нанесения побоев, голодом, жаждой, либо иными насильственными действиями или нарушением условий содержания или использования;
— место обитания — территория (акватория) на которой обитает животное(включая логова, норы, гнёзда, места ночёвок и днёвок, иные виды укрытий и места его кормёжек);
— ответственное лицо — юридическое или физическое лицо, отвечающее в соответствии с законодательством за содержание, использование или охрану животного, а также несущее ответственность в случае причинения животным вреда третьим лицам;
— приют для животных — место, специально предназначенное и оборудованное для содержания найденных, отловленных, а также изъятых, конфискованных или иным образом отчуждённых животных;
— разведение животных — деятельность по использованию животных, направленная на получение от них потомства;
— транзитный провоз — провоз животных предусматривающий их пребывание на территории города Москвы менее 24 часов.

Статья 2. Общие положения

Законодательство города Москвы в области содержания, использования и охраны животных состоит из настоящего Закона, а также иных законодательных актов города Москвы.
Областью регулирования настоящего Закона являются правоотношения в области содержания, разведения, использования и охраны позвоночных животных на территории г. Москвы, осуществляемые гражданами, иностранными гражданами, лицами без гражданства и организациями независимо организационно-правовых форм и форм собственности, а также иностранными юридическими лицами.

Cтатья 3. Права собственности на животных

Животные могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, предусмотренных действующим законодательством.
Животные, не являющиеся государственной собственностью Российской Федерации, частной собственностью или собственностью других определённых законом собственников, находятся в государственной собственности города Москвы. От имени города Москвы права собственника, в рамках своей компетенции, осуществляют органы государственной власти г. Москвы.
Документом, подтверждающим право собственности на животное, подлежащее обязательной государственной регистрации, является свидетельство о государственной регистрации.
Все животные на территории города Москвы находятся под охраной государства.
Право собственности на животных защищается и охраняется в установленном законом порядке.
Собственник животного несёт бремя по его содержанию, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 4. Защита животных от жестокого обращения

При содержании, использовании, разведении и транспортировке животные должны быть защищены от жестокого обращения.
Администрация города Москвы обязана принимать меры по недопущению жестокого обращения с животными в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Граждане вправе, а уполномоченные на то органы и должностные лица городской администрации обязаны оказать помощь животному, находящемуся в трудном положении или терпящему бедствие.
Граждане, препятствующие жестокому обращению с животными, выполняют общественный долг и находятся под защитой закона.
Образовательные учреждения города Москвы предусматривают в программах обучения изучение гуманного обращения с животными, а также норм и требований настоящего Закона.
Не допускается:
— проведение зрелищных мероприятий, допускающих жестокое обращение с животными;
— проведение операций, связанных с нанесением повреждающих воздействий, не являющихся экспериментом, косметическими операциями, стерилизацией (кастрацией) или оказанием ветеринарной помощи животному;
— проведение боёв с участием животных, приводящих к смерти или травмам животных;
— пропаганда жестокого обращения с животными, производство, демонстрация (в том числе и в средствах массовой информации) и распространение аудиовизуальной продукции, пропагандирующей жестокое обращение с животными;
— любые формы сексуального насилия по отношению к животным, а также организация и содержание притонов для совершения насильственных действий сексуального характера по отношению к животным;
— разведение, содержание и использование собак и кошек для получения продукции и сырья из этих животных, а также торговля такой продукцией.
Изъятые, конфискованные или иным образом отчуждённые животные содержатся в приютах в соответствии с требованиями настоящего Закона. Умерщвление таких животных не допускается, за исключением случаев предусмотренных настоящим Законом.


Глава II Охрана животных и их мест обитания

Статья 5 Область применения положений Главы II

Действие главы II распространяется на позвоночных животных, находящихся в состоянии естественной свободы и их популяции.

Статья 6. Охрана мест обитания животных

В целях реализации требований федерального законодательства в области охраны и использования животного мира и среды его обитания администрацией города осуществляется разработка и реализация городских целевых программ, предусматривающих конкретные мероприятия, направленные на охрану объектов животного мира находящихся на территории города Москвы.
Московская городская администрация, на основе проводимых исследований, определяет места обитания животных.
Уполномоченный орган городской администрации, исходя из интересов сохранения животных и мест их обитания и в пределах его компетенции, принимает решение по ограничению антропогенной (вызываемой деятельностью человека) нагрузки на определённой территории (акватории).
При заключении договоров на право владения (аренды, использования) территории города Москвы, являющейся местом обитания животных, предусматривается соблюдение требований по сохранению животных и мест их обитания, как условие заключения такого договора.
Уполномоченный орган городской администрации даёт предписания владельцам (арендаторам, пользователям), касающиеся мест обитания животных, обязательные для исполнения. Мероприятия проводятся за счёт владельцев (арендаторов, пользователей) соответствующей территории, отвечающих за её состояние.
Уполномоченные территориальные органы городской администрации обязаны предоставлять разъяснения относительно возможного влияния планируемых мероприятий на животных и места их обитания гражданам и организациям бесплатно, в пятидневный срок. Разъяснение носит рекомендательный характер и может включать в себя предложение по проведению экологической экспертизы.
При планировании любых мероприятий, в случае возникновения сомнений относительно влияния таковых на животных и места их обитания, организации и граждане обязаны обращаться, в письменной форме, за разъяснением в уполномоченные территориальные органы городской администрации.
Граждане и организации обязаны возместить ущерб, нанесённый ими животным или местам их обитания в установленном законом порядке.

Статья 7. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных,
обитающих на территории города Москвы

К редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных относятся виды животных, отнесённые к таковым, решением уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации и/или города Москвы, включая занесённые в Красную книгу Российской Федерации, Приложения СИТЕС, Красную книгу города Москвы.
Администрация города Москвы:
— проводит инвентаризацию и мониторинг состояния популяций животных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов на территории города Москвы;
— определяет границы мест обитания животных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов;
— на основании данных мониторинга разрабатывает и проводит мероприятия, направленные на поддержание или восстановление популяций животных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов;
— принимает меры по недопущению нанесения вреда популяциям животных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов в периоды, важные для жизни животных, вплоть до прекращения свободного доступа граждан к местам обитания упомянутых животных.
Органы городской администрации и муниципальных образований на территории города Москвы обязаны создавать необходимые условия для сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, вплоть до прекращения свободного доступа граждан к местам обитания указанных животных.
Юридические лица и граждане, являющиеся владельцами (пользователями) территорий (акваторий), являющихся местом обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, обязаны осуществлять меры по их сохранению.
Действия в местах обитания животных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, причинившие ущерб их популяции, влекут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законами г. Москвы.

Статья 8. Регулирование численности животных

Регулирование численности животных, находящихся на территории предприятий и организаций проводится по согласованию с уполномоченным органом городской администрации.
Исключение предоставляется организациям, имеющим государственные лицензии и разрешения органа по охране окружающей среды по городу Москве на регулирование численности или отлов животных.
Решение о регулировании численности того или иного вида животных на определённой территории принимается уполномоченным органом городской администрации.
Методы, применяемые при регулировании численности, должны быть официально разрешены уполномоченным органом городской администрации. Использование методов, не имеющих такого разрешения, запрещено.
При регулировании численности животных организация, проводящая указанные работы, обязана осуществлять также мониторинг численности объекта регулирования, о результатах которого ежеквартально извещать уполномоченный орган городской администрации.
Сокращение численности безнадзорных собак и кошек осуществляется методами предотвращения размножения или иными биологически обоснованными методами, предотвращающими гибель и увечья животных. Отстрел, отравление или иное умерщвление собак и кошек с целью сокращения их численности не допускается.
Отлов животных может проводиться:
— с целью возвращения потерявшихся животных прежним законным владельцам, либо устройства их новым собственникам, или помещения их в приют, в соответствии с действующим законодательством (при этом организация, осуществившая отлов, обязана в течение 24 часов с момента отлова известить об этом орган, уполномоченный регистрировать животных);
— с целью сокращения численности принадлежащих городу собак и кошек;
— с целью возвращения в места обитания диких животных, покинувших места обитания и находящихся на территории жилой или промышленной застройки;
— в научных целях;
— в целях эпизоотического надзора за популяциями городских грызунов, являющихся источниками особо опасных заболеваний человека;
— при проведении дератизационных мероприятий;
— в целях изоляции животных, представляющих общественную опасность;
— с целью помощи животным, находящимся в трудном положении или терпящим бедствие.
Отлов с целью уничтожения не допускается, за исключением случаев отлова животных, больных бешенством.
Отлов должен производится способами, исключающими жестокость по отношению к животным.
Запрещается использование самоловных и настороженных устройств, за исключением использования таких устройств против мышевидных грызунов, обеспечивающих мгновенную гибель животного. Исключение представляет использование устройств для отлова живых животных не причиняющих травм последним и безопасных при использовании (перечень подобных устройств устанавливается уполномоченным органом городской администрации).
На территории города Москвы не допускаются:
— охота, отлов, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем Законе, или добывание животных каким-либо способом;
— самостоятельное проведение регулирования численности животных гражданами и организациями, не имеющими разрешения на данный вид деятельности.

Глава III Содержание животных
Статья 9. Условия содержания животных

Гражданам и организациям разрешено содержание животных на территории и/или в помещении находящихся в их собственности (владении) без ограничений, в соответствии с требованиями федерального законодательства и законов города Москвы. Содержание животных гражданами и организациями на территории и/или в помещении не принадлежащих им на праве собственности (владения) возможно с согласия собственника (владельца) территории (помещения), в соответствии с законодательством.
Условия содержания животных должны обеспечивать их жизнь и здоровье в соответствии с их видовыми и индивидуальными особенностям и отвечать санитарным и ветеринарным правилами. Нормативы содержания животных отдельных видов утверждаются администрацией города Москвы.
При содержании животных необходимо:
— обеспечить недопущение причинения вреда содержащимися животными людям, другим животным или имуществу;
— содержать животных в пределах установленных нормативов;
— в жилых помещениях соблюдать правила и нормы общежития;
— предотвращать возможность произвольного выхода животных с места содержания.
Необходимо предоставлять животных для осмотра и/или проведения лечебно-профилактических мероприятий уполномоченным на то должностным лицам городской администрации или ветеринарной службы. При этом должностные лица вправе требовать предъявления свидетельства о государственной регистрации животного, подлежащего такой регистрации, и иных установленных законом документов на животное.
Содержание животных в общественных местах не допускается.

Статья 10. Регистрация животных

«Обязательной регистрации в уполномоченных органах подлежат животные, условия содержания или использования которых предполагают нахождение их в общественных местах.» Государственной регистрации в уполномоченных органах подлежат животные, условия содержания или использования которых предполагают нахождение их в общественных местах.
Государственная регистрация может быть временной или постоянной. Гражданам, собственникам животных, принадлежит право выбора вида государственной регистрации. Для организаций, собственников животных, обязательной является постоянная государственная регистрация.
Органы, уполномоченные проводить государственную регистрацию, а также порядок проведения государственной регистрации определяются администрацией города Москвы.
Документами, необходимыми для временной государственной регистрации являются: документ удостоверяющий личность собственника (собственников) животного, либо документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы собственника (собственников). Присутствие регистрируемого животного при временной государственной регистрации не является обязательным.
Присутствие регистрируемого животного при постоянной государственной регистрации является обязательным.
Перечень сведений и подтверждающих их документов необходимых для постоянной государственной регистрации устанавливается администрацией города Москвы. Должностное лицо, производящее регистрацию имеет право производить осмотр животного, условий его содержания, проверку знания владельцем основных требований к содержанию животного, а также проверку достоверности информации, указанной в предоставленных документах.
Размер платы, взимаемой за государственную регистрацию, определяется администрацией города Москвы.
При государственной регистрации, в зависимости от вида регистрации, собственнику животного выдаётся соответствующее государственное регистрационное свидетельство установленного образца. Свидетельство о временной государственной регистрации действительно в течение 3 месяцев с момента регистрации.
При постоянной либо временной государственной регистрации животных выдаётся соответствующий жетон. При постоянной государственной регистрации на животное наносится идентификационная метка.
Вид жетона, правила его использования, вид и размеры идентификационной метки определяются уполномоченным органом городской администрации.
При изменении сведений предоставленных для постоянной государственной регистрации животного, собственник животного обязан известить об этом регистрирующий орган.

Статья 11. Появление с животными вне мест постоянного содержания

Граждане и ответственные лица организаций (сопровождающие лица) имеют право появляться с животными вне пределов помещения (территории) постоянного их содержания (сопровождать их).
Сопровождающим лицом может быть гражданин, достигший 14-летнего возраста.
За действия лиц, не достигших 18-летнего возраста, ответственность несёт собственник животного, если законодательством не установлено иное.
При сопровождении животного сопровождающее лицо:
— обеспечивает безопасность окружающих людей и животных, а также имущества от нанесения вреда сопровождаемым животным;
— обеспечивает безопасность сопровождаемого животного;
— в непосредственной близости от транспортных путей и при пересечении их обеспечивает безопасность движения путём непосредственного контроля над поведением животного;
— обеспечивает уборку продуктов жизнедеятельности сопровождаемого животного в подъездах, лифтах, на лестничных клетках, а также детских, школьных, спортивных площадках, местах массового отдыха и купания граждан, дорожках, тротуарах и проезжей части;
— обеспечивает присутствие на животном жетона, выданного регистрирующим органом.
При сопровождении животных не допускается:
— оставление сопровождаемых животных без присмотра;
— сопровождение животного лицам, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Появление животных на определённой территории может быть запрещёно только решением уполномоченного органа городской администрации. В этом случае указанная территория обозначается соответствующими надписями.

Статья 12. Ветеринарное обслуживание животных

Оказание ветеринарных услуг на территории города Москвы разрешается организациям и частным лицам, имеющим соответствующие лицензии.
В случае возникновения подозрения на наличие у животного заболевания, владелец обязан немедленно принять меры по изоляции заболевших животных и обратиться к ветеринарному врачу.
Государственные организации, оказывающие ветеринарные услуги обязаны оказывать за счёт бюджетных средств защищённый минимум ветеринарных услуг, в частности, оказание экстренной ветеринарной помощи. Объём и порядок оказания такого рода услуг определяется администрацией города Москвы.
Собственник животного отвечает за своевременное оказание последнему ветеринарной помощи, а также за своевременное проведение профилактических прививок.
Ветеринарное обслуживание животных находится в ведении города Москвы и регулируется настоящим Законом, изданными в соответствии с ним законодательными и другими нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 13. Умерщвление животных

Умерщвление животных или передача для умерщвления другим лицам допускается в случаях:
— умерщвления нежизнеспособных животных, если их страдания нельзя прекратить иным способом;
— представляющих общественную опасность, с поведением не поддающимся коррекции, после заключения уполномоченного органа городской администрации;
— для получения хозяйственно полезной продукции;
— в экспериментальных целях, если животное после проведения эксперимента нежизнеспособно;
— в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством или настоящим Законом.
При умерщвлении животного обязательно предварительное отключение его сознания.
Умерщвление нежизнеспособных животных в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, может проводиться только ветеринарным специалистом, при наличии ветеринарного заключения, с согласия собственника животного.
Организации осуществляющие умерщвление животных обязаны иметь соответствующую лицензию.

Статья 14. Захоронение или утилизация животных

В случае гибели, потери или иной утраты животного, подлежащего обязательной регистрации, владелец должен сообщить об этом в орган, уполномоченный регистрировать животных.
Граждане и организации имеют право на минимум услуг по захоронению или утилизации принадлежащих им животных, оказываемый за счёт бюджетных средств. Объём и порядок оказания такого рода услуг определяется администрацией города Москвы.
Порядок сбора, обезвреживания и утилизации трупов животных устанавливается уполномоченным органом городской администрации.
По требованию уполномоченных должностных лиц собственник животного должен предоставить труп животного для проведения лабораторно-диагностических исследований.
Организация, оказывающая услуги по захоронению или утилизации трупов животных, обязана:
сообщить о захоронении (утилизации) животного в орган, уполномоченный регистрировать животных (в случае если животное подлежит регистрации);
провести осмотр павшего животного;
в случае если при сборе анамнестических данных или после осмотра трупа есть основания полагать, что смерть животного наступила в результате особо опасного инфекционного заболевания или жестокого обращения, немедленно известить местный орган, уполномоченный регистрировать животных и орган государственного ветеринарного надзора и доставить труп животного для ветеринарного освидетельствования.
В случае если есть основания полагать, что гибель животного явилась следствием инфекционного заболевания, либо в случае отсутствия предусмотренных документов на животное, нарушения сроков захоронения, трупы таких, а также экспериментальных животных утилизируются методами термического или иного обезвреживания.
Организации, занимающиеся захоронением или утилизацией трупов животных, обязаны иметь соответствующую лицензию.
Граждане и организации (за исключением имеющих лицензию) не должны самостоятельно избавляться от трупов животных, перечень видов которых определяется администрацией города Москвы.

Статья 15. Приюты

Для содержания найденных, отловленных, а также изъятых, конфискованных или иным образом отчуждённых животных создаются приюты для животных.
Приюты могут находится в государственной муниципальной, частной или иной собственности.
Приюты могут быть созданы для содержания собак и/или кошек, а также для содержания животных других видов.
Московская городская администрация разрабатывает и утверждает типовое положение о приюте для животных, иные нормативно-методические документы, регламентирующие их работу.
На деятельность по содержанию приютов необходимо получение разрешения (лицензии) уполномоченного органа городской администрации.
Московская городская администрация, в целях реализации городских мероприятий по регулированию численности животных, содержания потерянных животных, а также содержания изъятых, конфискованных или иным образом отчуждённых животных, создаёт систему государственных приютов для животных.
Для решения проблем, связанных с наличием животных в городе, администрация города вправе привлекать на конкурсной основе негосударственные приюты для животных.
Приюты для животных осуществляют свою деятельность за счёт средств их собственников, а также любых иных не запрещённых законом источников.
При поступлении животного в приют администрация приюта обязана:
— произвести ветеринарный осмотр и, при необходимости, карантин поступившего животного;
— в течение 72-х часов известить о поступившем животном уполномоченный орган городской администрации;
— осуществить поиск собственника животного, если собственник не известен.
При содержании животных в приюте администрация приюта:
— обеспечивает условия содержания животных в соответствии с требованиями законодательства и настоящего Закона;
— предотвращает размножение животных, находящихся в приюте.
Право собственности на животное приобретается собственником приюта в соответствии с законодательством.
При выдаче животного из приюта администрация приюта обязана:
— провести ветеринарный осмотр выдаваемого животного;
— в течение 72-х часов известить о выданном животном уполномоченный орган городской администрации;
— выдать собственнику (владельцу) животного документ (документы), перечень которых устанавливается московской городской администрацией.
В случае возврата животного собственнику, приют имеет право на возмещение собственником животного расходов по содержанию животного в приюте.
Собственник приюта несёт ответственность за жизнь и здоровье животного перед собственником животного.

Глава IV. Использование животных
Статья 16. Разведение животных

Правоотношения в области разведения животных и племенного животноводства находится в ведении города Москвы и регулируется законодательными и другими нормативными правовыми актами города Москвы.
Организации и граждане, разводящие животных, занимаются деятельностью, приносящей доход, и подлежат налогообложению на общих основаниях.
Запрещено разведение животных:
— с врождёнными аномалиями, причиняющими им страдания или создающими угрозу для человека;
— с превышением нормальной физиологической нагрузки на производителей;
— при невозможности содержания и дальнейшего устройства потомства в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Статья 17. Требования к сторонам и проведению сделок, предметом которых являются животные

Продавец обязан обеспечить покупателей достоверной информацией о виде, породе, здоровье и других качествах продаваемого животного, а также об условиях содержания животного и, при необходимости, о процедуре регистрации.
У лица (организации), осуществляющего торговлю животными, должно иметься ветеринарное свидетельство здоровья животных установленного образца. При продаже животных, подлежащих обязательной государственной регистрации, должны иметься также государственные регистрационные свидетельства на этих животных.
Не допускается торговля животными в общественных местах, за исключением мест специально отведённых для такой торговли.

Статья 18. Производство пищевых продуктов и товаров из животных

Правоотношения в области производства пищевых продуктов и товаров из животных находится в ведении города Москвы и регулируется законодательными и другими нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 19. Использование животных в служебных целях, в зрелищных, спортивных, развлекательных, культурных и иных мероприятиях, а также использование животных при производстве аудиовизуальной продукции

На деятельность, по использованию животных в служебных целях (за исключением случаев необходимой обороны), в зрелищных, спортивных, развлекательных, культурных мероприятиях, а также на использование животных при производстве аудиовизуальной продукции необходимо получение разрешения уполномоченного органа городской администрации, в котором пользователем животных указывается предполагаемый режим (кормления, поения, допустимая температура воздуха, влажность, освещённость) использования.
Лица, работающие с животными, должны иметь соответствующую подготовку.
Инструкторы по дрессировке или спортивному тренингу собак обязаны иметь соответствующую профессиональную подготовку и разрешение установленного образца, выданное уполномоченным органом городской администрации.
При демонстрационном содержании животных условия содержания должны соответствовать общим требованиям по содержанию животных настоящего Закона.
При использовании животных для охраны территории по её периметру должны быть сделаны соответствующие предупредительные надписи об опасности.
При использовании животного ответственное лицо:
— обеспечивает безопасность окружающих людей и животных, а также имущества от нанесения вреда используемым животным;
— обеспечивает безопасность используемого животного;
— обеспечивает использование животного в соответствии с режимом, указанным в разрешении.
При использовании животных не допускается:
— натравливать одно животное на другое, использовать животных в качестве живой приманки;
— использовать животных с превышением допустимых физиологических нагрузок (указывается в режиме);
— принуждать животных к травмирующим их действиям;
— использовать в работе с животными инвентарь или иные приспособления травмирующие животных;
— применять приёмы или методы дрессировки, травмирующие животных.

Статья 20. Использование животных в экспериментальных целях, тестировании, учебном процессе, производстве биологических препаратов

Правоотношения в области использования животных в экспериментальных целях, тестировании, учебном процессе, производстве биологических препаратов находится в ведении города Москвы и регулируется законодательными и другими нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 21. Ввоз, вывоз и перевозка животных

На территории города Москвы, при соблюдении правил провоза, разрешается провозить животных всеми видами городского пассажирского транспорта.
Правила перевозки животных конкретных видов городским пассажирским, железнодорожным, водным, воздушным или автомобильным транспортом разрабатываются и утверждаются уполномоченными органами либо должностными лицами). При перевозке животных, случаи перевозки которых носят единичный характер, условия их перевозки оговариваются индивидуально.
Решением главного государственного ветеринарного инспектора города Москвы животные, ввозимые с неблагополучных по заразным болезням животных территорий, могут быть подвергнуты карантину.
Не допускается:
— ввоз животных на территорию города Москвы, за исключением случаев транзитного провоза, при отсутствии возможности их дальнейшего содержания.
— ввоз на территорию города Москвы животных больных особо опасными инфекционными заболеваниями. Список заболеваний определяется главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации.
За жизнь и здоровье животного при транспортировке несёт ответственность собственник, если законом или договором не предусмотрено иное.

Статья 22. Производство и распространение кормов и других товаров для животных

Производство, продажа или распространение (включая бесплатное) кормов, минерально-витаминных подкормок, в том числе и нетрадиционных, атрибутики зооветеринарного назначения, лекарственных средств, инструментария, оборудования, применяемого в ветеринарии, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, инвентаря и оборудования для содержания и использования животных допускается лишь при наличии соответствующих лицензий и сертификатов.
Запрещено распространение (включая бесплатное) товаров, перечисленных в части 1 настоящей статьи, не соответствующих заявленному качеству, с превышенным сроком годности, а также опасных для жизни и здоровья людей или животных.

Глава V. Государственное регулирование деятельности по содержанию, использованию и охране животных на территории города Москвы
Статья 23. Организация государственного регулирования отношений, возникающих в сфере содержания использования и охраны животных в городе Москве

Государственное регулирование деятельности по содержанию, использованию, и охране животных на территории города Москвы осуществляется путём создания в городе Москве единой системы управления.
Структура и компетенция государственных органов по регулирование деятельности по содержанию, использованию, и охране животных определяется администрацией города Москвы в соответствии с настоящим Законом.

Статья 24. Финансирование деятельности по содержанию, использованию и охране животных

Финансирование деятельности по содержанию, использованию и охране животных, находящихся в государственной собственности города Москвы, осуществляется из средств городского бюджета.
Реализация городских программ и мероприятий по содержанию, использованию и охране животных может осуществляться также за счёт любых иных законных источников финансирования.
Финансирование деятельности по регулированию состояния популяций животных на особо охраняемых природных территориях, переданных в пользование юридическим или физическим лицам, осуществляется этими лицами.

Глава VI. Контроль и ответственность за нарушение настоящего Закона
Статья 25. Государственный контроль

Государственный контроль за соблюдением требований настоящего Закона осуществляется:
— Органами внутренних дел, в том числе их специализированными подразделениями по охране окружающей среды (а также по обеспечению безопасности дорожного движения и на транспорте в пределах их компетенции).
— Органами государственного экологического контроля (включая органы охраны водных и лесных ресурсов в пределах их компетенции).
— Органами государственного ветеринарного надзора.
— Органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
— Органами государственного управления в пределах их компетенции.
При осуществлении полномочий, в пределах своей компетенции, представители органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением требований настоящего Закона, имеют право:
— Посещать в установленном порядке предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и подчинения;
— проверять документы на право ведения деятельности, предусмотренные настоящим Законом;
— составлять акты проверки, протоколы, иски за причинённый ущерб;
— посещать места содержания и использования животных;
— назначать государственную экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением её заключения;
— требовать устранения выявленных недостатков, давать, в пределах предоставленных прав, указания или заключения по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации объектов;
— выдавать предписания и проверять их исполнение;
— осуществлять доставление в милицию, в соответствии с законодательством административное задержание подозреваемых лиц, и изъятие животных, незаконной продукции, сырья и средств совершения правонарушения;
— привлекать, в установленном порядке, виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд.

Статья 26. Общественный контроль

При осуществлении общественного контроля граждане и представители общественных организаций имеют право:
— требовать прекращение противоправных действий;
— получать от организаций в установленном законом порядке полную информацию, касающуюся содержания и использования животных;
— сообщать в органы, уполномоченные привлекать к ответственности за нарушение требований настоящего Закона, о выявленных правонарушениях;
— принимать участие в выработке решений уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления, по проблемам, связанным с наличием животных в городе;
— присутствовать при осуществлении регулирования численности животных;
— получать содействие должностных лиц органов внутренних дел, других органов исполнительной власти в выявлении фактов жестокости по отношению к животным;
— участвовать в судебных заседаниях в качестве общественных обвинителей или защитников;
— организовывать и проводить общественную экологическую экспертизу, в соответствии с действующим законодательством;
— участвовать в проведении инспекционных проверок и мероприятий органов, осуществляющих государственный контроль за исполнением требований настоящего Закона.
Общественные (внештатные) инспекторы органов, осуществляющих государственный контроль за исполнением требований настоящего Закона, имеют право:
— проверять документы на право проведения деятельности, предусмотренной настоящим Законом;
— посещать в установленном порядке места содержания и использования животных;
— составлять акты, фиксирующие факт нарушения, с последующей передачей их органам, осуществляющим государственный контроль за исполнением требований настоящего Закона.
Органы, уполномоченные привлекать к ответственности за нарушение требований настоящего Закона, при получении сообщения о правонарушении, обязаны немедленно принять меры по его пресечению и привлечению виновных к ответственности. О принятых мерах сообщается заявителю в установленные законом сроки.

Статья 27. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Граждане и организации несут ответственность за нарушение настоящего Закона в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Глава VII. Заключительные положения

Статья 28. Вступление настоящего закона в силу

Настоящий закон вступает в силу через десять дней после его первого официального опубликования.

ОТВ. ИСПОЛНИТЕЛЬ:
Депутат Московской Городской Думы
А.В. ШИРОКОВ

Утверждаю

Главный государственный

ветеринарный инспектор

Российской Федерации

В.М.АВИЛОВ

4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469

 

Согласовано

Заместитель Главного

государственного санитарного

врача Российской Федерации

А.А.МОНИСОВ

4 декабря 1995 года

 

ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА

СБОРА, УТИЛИЗАЦИИ И УНИЧТОЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ОТХОДОВ

 

(в ред. Приказа Минсельхоза РФ от 16.08.2007 N 400,

с изм., внесенными Определением Верховного Суда РФ

от 13.06.2006 N КАС06-193)

 

1. Общие положения

 

1.1. Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (именуемые в дальнейшем «Правила») являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.

1.2. Биологическими отходами являются:

— трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных;

— абортированные и мертворожденные плоды;

— ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах;

— другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

1.3. Владельцы животных, в срок не более суток с момента гибели животного, обнаружения абортированного или мертворожденного плода, обязаны известить об этом ветеринарного специалиста, который на месте, по результатам осмотра, определяет порядок утилизации или уничтожения биологических отходов.

1.4. Обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца (руководителя фермерского, личного, подсобного хозяйства, акционерного общества и т.д., службу коммунального хозяйства местной администрации).

1.5. Биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.

1.6. Места, отведенные для захоронения биологических отходов (скотомогильники), должны иметь одну или несколько биотермических ям.

1.7. С введением настоящих Правил уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается.

1.7.1. В зоне, обслуживаемой ветеринарно-санитарным утилизационным заводом, все биологические отходы, кроме указанных в п. 1.9 настоящих Правил, перерабатывают на мясокостную муку.

1.7.2. В исключительных случаях, при массовой гибели животных от стихийного бедствия и невозможности их транспортировки для утилизации, сжигания или обеззараживания в биотермических ямах, допускается захоронение трупов в землю только по решению Главного государственного ветеринарного инспектора республики, другого субъекта Российской Федерации.

1.7.3. В зоне разведения северных оленей (районы вечной мерзлоты), при отсутствии возможности строительства и оборудования скотомогильников, допускается захоронение биологических отходов в земляные ямы. Для этого на пастбищах и на пути кочевий стад отводятся специальные участки, по возможности на сухих возвышенных местах, не посещаемых оленями.

Запрещается сброс биологических отходов в водоемы, реки и болота.

1.8. Категорически запрещается сброс биологических отходов в бытовые мусорные контейнеры и вывоз их на свалки и полигоны для захоронения.

1.9. Биологические отходы, зараженные или контаминированные возбудителями:

— сибирской язвы, эмфизематозного карбункула, чумы крупного рогатого скота, чумы верблюдов, бешенства, туляремии, столбняка, злокачественного отека, катаральной лихорадки крупного рогатого скота и овец, африканской чумы свиней, ботулизма, сапа, эпизоотического лимфангоита, мелиоидоза (ложного сапа), миксоматоза, геморрагической болезни кроликов, чумы птиц, сжигают на месте, а также в трупосжигательных печах или на специально отведенных площадках;

— энцефалопатии, скрепи, аденоматоза, висна-маэди, перерабатывают на мясокостную муку. В случае невозможности переработки они подлежат сжиганию;

— болезней, ранее не регистрировавшихся на территории России, сжигают.

1.10. При радиоактивном загрязнении биологических отходов в дозе 1 x 10Е-6 Кю/кг и выше они подлежат захоронению в специальных хранилищах в соответствии с требованиями, предъявляемыми к радиоактивным отходам.

1.11. Настоящие Правила определяют условия:

— сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в животноводческих комплексах (фермах), фермерских, личных, подсобных хозяйствах, населенных пунктах, местах скопления, кочевий (прогона) животных; при транспортировке животных и животноводческой продукции;

— нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных;

— предупреждения заболеваний людей зооантропонозными болезнями;

— охраны окружающей среды от загрязнения.

 

2. Уборка и перевозка

 

2.1. Ветеринарный специалист при осмотре трупа животного, мертворожденного, абортированного плода и других биологических отходов дает заключение об их уборке, утилизации или уничтожении.

2.2. В соответствии с абзацем 4 пункта 6 Положения о Департаменте ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 ноября 1993 г. N 1162, в случае заболевания животного болезнью, указанной в п. 1.9 настоящих Правил, представитель государственного ветеринарного надзора дает обязательное для исполнения всеми лицами указание об убое или уничтожении животных. До их убоя или уничтожения эти лица обязаны принять меры, исключающие доступ к ним посторонних граждан, а также животных, включая птиц и насекомых.

2.3. Сбор и уничтожение трупов диких (бродячих) животных проводится владельцем, в чьем ведении находится данная местность (в населенных пунктах — коммунальная служба).

2.4. При обнаружении трупа в автотранспорте в пути следования или на месте выгрузки животных их владелец обязан обратиться в ближайшую организацию государственной ветеринарной службы, которая дает заключение о причине падежа, определяет способ и место утилизации или уничтожения павшего животного.

2.5. Транспортные средства, выделенные для перевозки биологических отходов, оборудуют водонепроницаемыми закрытыми кузовами, которые легко подвергаются санитарной обработке. Использование такого транспорта для перевозки кормов и пищевых продуктов запрещается.

2.6. После погрузки биологических отходов на транспортное средство обязательно дезинфицируют место, где они лежали, а также использованный при этом инвентарь и оборудование.

Почву (место), где лежал труп или другие биологические отходы, дезинфицируют сухой хлорной известью из расчета 5 кг/кв. м, затем ее перекапывают на глубину 25 см.

2.7. Транспортные средства, инвентарь, инструменты, оборудование дезинфицируют после каждого случая доставки биологических отходов для утилизации, обеззараживания или уничтожения.

Для дезинфекции используют одно из следующих химических средств: 4-процентный горячий раствор едкого натра, 3-процентный раствор формальдегида, раствор препаратов, содержащих не менее 3% активного хлора, при норме расхода жидкости 0,5 л на 1 кв. м площади или другие дезосредства, указанные в действующих правилах по проведению ветеринарной дезинфекции объектов животноводства.

Спецодежду дезинфицируют путем замачивания в 2-процентном растворе формальдегида в течение 2 часов.

 

3. Утилизация

 

3.1. Биологические отходы, допущенные ветеринарной службой к переработке на кормовые цели, на ветеринарно-санитарных заводах, в цехах технических фабрикатов мясокомбинатов, утилизационных цехах животноводческих хозяйств подвергают сортировке и измельчению.

Со свежих трупов разрешается съем шкур, которые дезинфицируют в порядке и средствами согласно действующим правилам.

3.2. Утилизационные цеха животноводческих хозяйств перерабатывают биологические отходы, полученные только в данном хозяйстве. Завоз биологических отходов из других хозяйств и организаций категорически запрещается.

3.3. Биологические отходы перерабатывают на мясокостную, костную, мясную, перьевую муку и другие белковые кормовые добавки, исходя из следующих технологических операций и режимов: прогрев измельченных отходов в вакуумных котлах до 130 град. C, собственно стерилизация при 130 град. C в течение 30 — 60 мин. и сушка разваренной массы под вакуумом при давлении 0,05 — 0,06 МПа при температуре 70 — 80 град. C в течение 3 — 5 час.

3.4. При переработке трупов птиц, биологических отходов, полученных от животных, больных энцефалопатией, скрепи, аденоматозом, висна-маэди, а также отходов, измельченных массой более 3 кг, стерилизация в вакуумных котлах проводится при температуре 130 град. C в течение 60 мин., во всех остальных случаях — при 130 град. C в течение 30 мин.

3.5. Биологические отходы, допущенные ветеринарным специалистом к переработке, кроме указанных в п. 3.4, после тщательного измельчения могут быть проварены в открытых или закрытых котлах в течение 2 час. с момента закипания воды.

Полученный вареный корм используют только внутри хозяйства в течение 12 час. с момента изготовления для кормления свиней или птицы в виде добавки к основному рациону.

 

4. Уничтожение

 

4.1. Захоронение в земляные ямы

4.1.1. Захоронение трупов животных в земляные ямы разрешается в исключительных случаях, указанных в п. п. 1.7.2 и 1.7.3 настоящих Правил.

4.1.2. На выбранном месте, отвечающем требованиям п. п. 5.2 и 5.3 настоящих Правил, выкапывают траншею глубиной не менее 2 м. Длина и ширина траншеи зависит от количества трупов животных. Дно ямы засыпается сухой хлорной известью или другим хлорсодержащим дезинфицирующим средством с содержанием активного хлора не менее 25%, из расчета 2 кг на 1 кв. м площади. Непосредственно в траншее, перед захоронением, у павших животных вскрывают брюшную полость, с целью недопущения самопроизвольного вскрытия могилы из-за скопившихся газов, а затем трупы обсыпают тем же дезинфектантом. Траншею засыпают вынутой землей. Над могилой насыпают курган высотой не менее 1 м, и ее огораживают в соответствии с требованиями п. 5.6 настоящих Правил. Дальнейших захоронений в данном месте не проводят.

4.2. Уничтожение трупов экспериментально зараженных животных

4.2.1. Трупы лабораторных животных, зараженных при диагностическом исследовании патологического материала, утилизируют в зависимости от результатов исследования.

При выделении возбудителей болезней, перечисленных в п. 1.9 настоящих Правил, трупы лабораторных животных сжигают или обеззараживают автоклавированием при 2,0 атм. в течение 2 час. с последующим сбросом обеззараженных остатков в биотермическую яму.

В случае выделения возбудителей других болезней и при отрицательных результатах исследования трупы перерабатывают на ветеринарно-санитарных заводах, сбрасывают в биотермическую яму или сжигают.

4.2.2. Трупы животных, экспериментально зараженных возбудителями болезней, указанных в п. 1.9, а также другими возбудителями, отнесенными к 1 и 2 группам, при проведении работ с культурами патогенных микроорганизмов и в последствии павших или умерщвленных, сжигают, обеззараживают автоклавированием при 1,5 атм. в течение 2 час. с последующим сбросом обеззараженных остатков в биотермическую яму.

4.2.3. Трупы павших или умерщвленных лабораторных животных, экспериментально зараженных возбудителями других групп микроорганизмов, сжигают, сбрасывают в биотермические ямы или перерабатывают на мясокостную муку.

4.3. Сжигание

4.3.1. Сжигание биологических отходов проводят под контролем ветеринарного специалиста, в специальных печах или земляных траншеях (ямах) до образования негорючего неорганического остатка.

4.3.2. Способы устройства земляных траншей (ям) для сжигания трупов.

4.3.2.1. Выкапывают две траншеи, расположенные крестообразно, длиной 2,6 м, шириной 0,6 м и глубиной 0,5 м. На дно траншеи кладут слой соломы, затем дрова до верхнего края ямы. Вместо дров можно использовать резиновые отходы или другие твердые горючие материалы. В середине, на стыке траншей (крестовина) накладывают перекладины из сырых бревен или металлических балок и на них помещают труп животного. По бокам и сверху труп обкладывают дровами и покрывают листами металла. Дрова в яме обливают керосином или другой горючей жидкостью и поджигают.

4.3.2.2. Роют яму (траншею) размером 2,5 x 1,5 м и глубиной 0,7 м, причем вынутую землю укладывают параллельно продольным краям ямы в виде гряды. Яму заполняют сухими дровами, сложенными в клетку, до верхнего края ямы и поперек над ним. На земляную насыпь кладут три — четыре металлические балки или сырых бревна, на которых затем размещают труп. После этого поджигают дрова.

4.3.2.3. Выкапывают яму размером 2,0 x 2,0 м и глубиной 0,75 м, на дне ее вырывают вторую яму размером 2,0 x 1,0 м и глубиной 0,75 м. На дно нижней ямы кладут слой соломы, и ее заполняют сухими дровами. Дрова обливают керосином или другой горючей жидкостью. На обоих концах ямы, между поленницей дров и земляной стенкой, оставляют пустое пространство размером 15 — 20 см для лучшей тяги воздуха. Нижнюю яму закрывают перекладинами из сырых бревен, на которых размещают труп животного. По бокам и сверху труп обкладывают дровами, затем слоем торфа (кизяка) и поджигают дрова в нижней яме.

4.3.3. Траншеи (ямы) указанных размеров предназначены для сжигания трупов крупных животных. При сжигании трупов мелких животных размеры соответственно уменьшают.

4.3.4. Золу и другие несгоревшие неорганические остатки закапывают в той же яме, где проводилось сжигание.

 

5. Размещение и строительство скотомогильников

(биотермических ям)

 

5.1. Выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

5.2. Размещение скотомогильников (биотермических ям) в водоохранной, лесопарковой и заповедной зонах категорически запрещается.

5.3. Скотомогильники (биотермические ямы) размещают на сухом возвышенном участке земли площадью не менее 600 кв. м.

Уровень стояния грунтовых вод должен быть не менее 2 м от поверхности земли.

5.4. Размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до:

— жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) — 1000 м;

— скотопрогонов и пастбищ — 200 м;

— автомобильных, железных дорог в зависимости от их категории — 50 — 300 м.

5.5. Биотермические ямы, расположенные на территории государственных ветеринарных организаций, входят в состав вспомогательных сооружений. Расстояние между ямой и производственными зданиями ветеринарных организаций, находящимися на этой территории, не регламентируется.

5.6. Территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 — 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта.

Через траншею перекидывают мост.

5.7. При строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывают яму размером 3,0 x 3,0 м и глубиной 10 м. Стены ямы выкладывают из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала и выводят выше уровня земли на 40 см с устройством отмостки. На дно ямы укладывают слой щебенки и заливают бетоном. Стены ямы штукатурят бетонным раствором. Перекрытие ямы делают двухслойным. Между слоями закладывают утеплитель. В центре перекрытия оставляют отверстие размером 30 x 30 см, плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м.

5.8. Над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

5.9. Приемку построенного скотомогильника (биотермической ямы) проводят с обязательным участием представителей государственного ветеринарного и санитарного надзора с составлением акта приемки.

5.10. Скотомогильник (биотермическая яма) должен иметь удобные подъездные пути.

Перед въездом на его территорию устраивают коновязь для животных, которых использовали для доставки биологических отходов.

 

6. Эксплуатация

 

6.1. Скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет.

(в ред. Приказа Минсельхоза РФ от 16.08.2007 N 400)

6.2. Ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект.

6.3. Биологические отходы перед сбросом в биотермическую яму для обеззараживания подвергают ветеринарному осмотру. При этом сверяется соответствие каждого материала (по биркам) с сопроводительными документами. В случае необходимости проводят патологоанатомическое вскрытие трупов.

6.4. После каждого сброса биологических отходов крышку ямы плотно закрывают.

При разложении биологического субстрата под действием термофильных бактерий создается температура среды порядка 65 — 70 град. C, что обеспечивает гибель патогенных микроорганизмов.

6.5. Допускается повторное использование биотермической ямы через 2 года после последнего сброса биологических отходов и исключения возбудителя сибирской язвы в пробах гумированного материала, отобранных по всей глубине ямы через каждые 0,25 м. Гумированный остаток захоранивают на территории скотомогильника в землю.

После очистки ямы проверяют сохранность стен и дна, и в случае необходимости они подвергаются ремонту.

6.6. На территории скотомогильника (биотермической ямы) запрещается:

— пасти скот, косить траву;

— брать, выносить, вывозить землю и гумированный остаток за его пределы.

6.7. Осевшие насыпи старых могил на скотомогильниках подлежат обязательному восстановлению. Высота кургана должна быть не менее 0,5 м над поверхностью земли.

6.8. В исключительных случаях с разрешения Главного государственного ветеринарного инспектора республики, другого субъекта Российской Федерации допускается использование территории скотомогильника для промышленного строительства, если с момента последнего захоронения:

— в биотермическую яму прошло не менее 2 лет;

— в земляную яму — не менее 25 лет.

Промышленный объект не должен быть связан с приемом, производством и переработкой продуктов питания и кормов.

Строительные работы допускается проводить только после дезинфекции территории скотомогильника бромистым метилом или другим препаратом в соответствии с действующими правилами и последующего отрицательного лабораторного анализа проб почвы и гумированного остатка на сибирскую язву.

6.9. В случае подтопления скотомогильника при строительстве гидросооружений или паводковыми водами его территорию оканавливают траншеей глубиной не менее 2 м. Вынутую землю размещают на территории скотомогильника и вместе с могильными курганами разравнивают и прикатывают. Траншею и территорию скотомогильника бетонируют. Толщина слоя бетона над поверхностью земли должна быть не менее 0,4 м.

6.10. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

 

7. Контроль за выполнением требований настоящих Правил

 

7.1. Контроль за выполнением требований настоящих Правил возлагается на органы государственного ветеринарного надзора.

7.2. Специалисты государственной ветеринарной службы регулярно, не менее двух раз в год (весной и осенью), проверяют ветеринарно-санитарное состояние скотомогильников (биотермических ям). При выявлении нарушений дают предписание об их устранении или запрещают эксплуатацию объекта.

7.3. Все вновь открываемые, действующие и закрытые скотомогильники и отдельно стоящие биотермические ямы берутся главным государственным ветеринарным инспектором района (города) на учет. Им присваивается индивидуальный номер и оформляется ветеринарно-санитарная карточка (см. Приложение).

 

* * *

 

С утверждением настоящих Правил не действуют на территории Российской Федерации «Ветеринарно-санитарные правила при утилизации, уборке и уничтожении трупов животных и отходов, получаемых при переработке сырых животных продуктов», утвержденные Министерством сельского хозяйства СССР 6 апреля 1951 года и согласованные с Всесоюзной государственной санитарной инспекцией 14 марта 1951 года.

 

Временные правила содержания собак и кошек в г. Москве

Приложение N 1
к постановлению правительства
Москвы от 8 февраля 1994 г. N 101

Временные правила содержания собак и кошек в г. Москве

1. Общие положения

1.1. Настоящие правила распространяются на всех владельцев собак и кошек в г. Москве, включая предприятия, учреждения и организации независимо от их ведомственной подчиненности.

1.2. Разрешается содержать животных как в квартирах, занятых одной семьей, так и в комнатах коммунальных квартир при отсутствии у соседей медицинских противопоказаний (аллергии).

1.3. Обязательным условием содержания животного является соблюдение санитарно — гигиенических, ветеринарно — санитарных правил и норм общежития.

1.4. Не разрешается содержать животных в местах общего пользования: кухнях, коридорах, на лестничных клетках, чердаках, в подвалах, а также на балконах и лоджиях.

1.5. Собаки, принадлежащие гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям, подлежат обязательной регистрации, ежегодной перерегистрации и вакцинации против бешенства начиная с 3-месячного возраста независимо от породы в государственных ветеринарных учреждениях по месту жительства граждан, нахождения предприятий, учреждений и организаций — владельцев животных. Вновь приобретенные животные должны быть зарегистрированы в 2-недельный срок.

1.6. При регистрации собак владельцу выдается регистрационное удостоверение и его знакомят с настоящими правилами.

1.7. При продаже и транспортировке собак за пределы города оформляется ветеринарное свидетельство установленного образца, где указывается дата вакцинации против бешенства.

1.8. Разрешается провозить животных всеми видами наземного транспорта при соблюдении условий, исключающих беспокойство пассажиров. Собаки должны быть в наморднике и на коротком поводке. В метрополитене разрешается провозить мелких животных в закрытых сумках.

1.9. Не запрещается поселение в гостинице владельца с собакой или кошкой по согласованию с администрацией и при соблюдении санитарно — гигиенических правил.

1.10. При отсутствии воспрещающих надписей не запрещается появление владельца с собакой на коротком поводке в наморднике в учреждениях, непродовольственных магазинах, на почтах.

1.11. Запрещается разведение кошек и собак с целью использования шкуры и мяса животного.

1.12. При нанесении собакой, кошкой покусов человеку или животному владельцы животных обязаны сообщать об этом в ближайшие государственные ветеринарные учреждения, доставлять животных для осмотра и карантинирования в необходимых случаях в ветеринарные учреждения в течение 10 дней.

1.13. Собаки и кошки, находящиеся в общественных местах без сопровождающих лиц, кроме оставленных владельцами на привязи у магазинов, аптек, предприятий бытового обслуживания, поликлиник и пр., подлежат отлову по заявкам заинтересованных организаций.

2. Обязанности владельца животного

2.1. Владелец животного обязан содержать его в соответствии с его биологическими особенностями, гуманно обращаться с животным, не оставлять его без присмотра, без пищи и воды, не избивать и в случае заболевания животного вовремя прибегнуть к ветеринарной помощи.

2.2. Владельцы животных обязаны поддерживать санитарное состояние дома и прилегающей территории. Запрещается загрязнение собаками подъездов, лестничных клеток, лифтов, а также детских площадок, дорожек, тротуаров. Если собака оставила экскременты в этих местах, они должны быть убраны владельцем.

2.3. Владельцы животных обязаны принимать необходимые меры, обеспечивающие безопасность окружающих людей и животных.

2.4. Владельцы собак и кошек обязаны предоставлять их по требованию государственного ветеринарного инспектора для осмотра, диагностических исследований, предохранительных прививок и лечебно — профилактических обработок.

2.5. При выгуле собак и в жилых помещениях владельцы должны обеспечивать тишину — предотвращать лай собак до 8 утра и после 10 часов вечера.

2.6. Запрещается выгуливать собак и появляться с ними в общественных местах и в транспорте лицам в нетрезвом состоянии и детям младше 14 лет.

2.7. Выводить собаку на прогулку нужно на поводке с прикрепленным к ошейнику жетоном, на котором указаны кличка собаки, адрес владельца, телефон. Спускать собаку с поводка можно только в малолюдных местах. Злобным собакам при этом следует надевать намордник.

2.8. Владельцы собак, имеющие в пользовании земельный участок, могут содержать собак в свободном выгуле только на хорошо огороженной территории или на привязи. О наличии собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на участок.

2.9. При переходе через улицу и вблизи магистралей владелец собаки обязан взять ее на поводок во избежание дорожно — транспортных происшествий и гибели собаки на проезжей части улиц.

2.10. При невозможности дальнейшего содержания животное должно быть передано другому владельцу или сдано в ветеринарное учреждение.

2.11. О приобретении, потере или гибели собаки владелец сообщает в жилищно — эксплуатационные организации по месту жительства.

2.12. При гибели животного труп его сдается в ветеринарное учреждение. Запрещается выбрасывать труп павшего животного. Регистрационное удостоверение собаки сдается в ветеринарное учреждение, где она бала зарегистрирована.

3. Права владельца животного

3.1. Любое животное является собственностью владельца и, как всякая собственность, охраняется законом.

3.2. Животное может быть изъято у владельца по решению суда или в ином порядке в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

3.3. Владелец имеет право на ограниченное время оставить свою собаку привязанной на коротком поводке возле магазина или другого учреждения (крупную собаку — в наморднике).

4. Ответственность владельца животного за соблюдение настоящих правил

4.1. За несоблюдение настоящих Временных правил владельцы собак и кошек несут ответственность в установленном законом порядке.

4.2. Вред, причиненный здоровью граждан, или ущерб, нанесенный имуществу собаками и кошками, возмещается в установленном законом порядке.

4.3. За жестокое обращение с животным или за выброшенное на улицу животное владелец несет административную ответственность, если его действия не могут быть расценены как злостное хулиганство и не подлежат уголовному наказанию в соответствии с действующим законодательством.

5. Контроль за соблюдением настоящих правил

5.1. Жилищно — эксплуатационные организации:

— обеспечивают поддержание санитарного состояния на территории домовладений;
— обеспечивают содержание подвалов, чердаков и других подсобных помещений в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда;
— сообщают организациям, занимающимся отловом, о наличии на своей территории безнадзорных собак и кошек;
— оказывают содействие работникам ветеринарной службы в проведении противоэпизоотических мероприятий, бесплатно выделяют помещения для проведения профилактических прививок против бешенства в зимне — весенний период;
— вывешивают на видном месте для ознакомления граждан «Временные правила содержания собак и кошек в г. Москве», адреса и телефоны ветеринарных учреждений, осуществляющих регистрацию, перерегистрацию и лечение животных; организации, которая занимается отловом безнадзорных собак и кошек, и Общественной инспекции по защите животных в г. Москве.

5.2. Органы ветеринарного надзора:
— осуществляют контроль за выполнением ветеринарных требований владельцами животных и проводят разъяснительную работу среди населения в целях предупреждения заболеваний животных;
— осуществляют регистрацию и перерегистрацию собак, а также выдачу регистрационных удостоверений.

5.3. Общественная инспекция по защите животных в г. Москве:
— разъясняет и пропагандирует выполнение настоящих Временных правил;
— в необходимых случаях оказывает помощь владельцам в содержании животных;
— совместно с правоохранительными органами привлекает к ответственности владельцев животных за нарушение «Временных правил содержания собак и кошек в г. Москве».

О мерах по упорядочению разведения и содержания собак в г. Москве

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 1995 г. N 169

Правительство Москвы отмечает, что в последнее время в городе возросло количество собак с повышенной агрессивностью. Попадая в руки некомпетентных владельцев, подобные собаки создают определенную угрозу как для самих владельцев, так и для окружающих.

По данным Московского городского центра Госсанэпиднадзора за 8 месяцев текущего года в городе зарегистрировано 19825 случаев укусов животными, что на 16,8% выше, чем за тот же период предыдущего года, причем основное их количество (до 80%) приходится на долю хозяйских животных. Увеличивается количество тяжелых и осложненных укусов, требующих длительного лечения и госпитализации пострадавших.

До настоящего времени в городе отсутствует механизм контроля за соблюдением «Временных правил содержания собак и кошек в г. Москве», утвержденных постановлением правительства Москвы от 08.02.94 N 101, не решена проблема лицензирования собаководческой деятельности. Дрессировкой и разведением собак часто занимаются люди, не владеющие основами знаний в области собаководства.

Положение усугубляется и отсутствием Российского законодательства по вопросам содержания собак.

Учитывая изложенное, правительство Москвы постановляет:

1. Указать префектам административных округов на крайне слабую работу по выполнению постановления правительства Москвы от 8 февраля 1994 г. N 101 «Об утверждении «Временных правил содержания собак и кошек в г. Москве» и «Временного положения по отлову и содержанию безнадзорных собак и кошек в г. Москве».

2. Установить, что собаки с повышенной агрессивностью подлежат обязательной регистрации в органах ГУВД по месту жительства и должны находиться в местах общего пользования на коротком поводке и в наморднике.

3. Запретить на территории г. Москвы с момента выхода настоящего постановления проведение собачьих боев и других мероприятий, допускающих жестокость по отношению к животным.

4. Московской лицензионной палате совместно с Российской кинологической федерацией, Объединением ветеринарии и другими заинтересованными организациями в двухмесячный срок:

4.1. Разработать Положение по лицензированию деятельности клубов любительского, служебного и охотничьего собаководства.

4.2. Организовать и приступить к проведению лицензирования указанных видов деятельности.

5. Просить Российскую кинологическую федерацию привести в соответствие с международными правилами нормативную документацию всех кинологических клубов, зарегистрированных в г. Москве, путем выдачи специальных свидетельств.

6. Предложить кинологическим клубам, зарегистрированным в г. Москве:

6.1. Организовать дрессировку собак по общепринятым программам с принятием зачетов и выдачей удостоверений.

6.2. Организовать курс начальной подготовки будущих владельцев собак по кинологическому минимуму.

6.3. Обязать владельцев собак указанных направлений пройти курс начальной и специальной дрессировки собак у инструкторов, имеющих лицензию.

6.4. Допускать к выставкам и другим видам племенной работы только владельцев собак — членов клубов, прошедших курсы начальной кинологической подготовки и дрессировки в части пород.

6.5. В срок до 01.07.95 получить лицензию в Московской лицензионной палате.

7. Префектурам административных округов:

7.1. Ввести с 01.03.95 штатную должность инспектора по надзору за содержанием животных.

7.2. Ввести инспектора по надзору за содержанием животных в состав административных комиссий при префектурах административных округов.

8. В целях обеспечения общественного порядка Главному управлению внутренних дел оказывать содействие Объединению ветеринарии, административной и общественной инспекциям, организациям жилищно — коммунального хозяйства в контроле за соблюдением гражданами, предприятиями и учреждениями настоящего постановления и привлечении к административной ответственности за его невыполнение.

9. Возложить на Департамент инженерного обеспечения функции заказчика на разработку комплексной программы «Животные в городе».

10. Поручить Москомимуществу совместно с Департаментом инженерного обеспечения в срок до 01.03.95 подобрать и в установленном порядке передать Московской лицензионной палате помещение площадью 200 кв. м для размещения сотрудников центра лицензирования Мосветлицензии.

11. Департаменту финансов при разработке годовых бюджетных показателей предусматривать по заявке Департамента инженерного обеспечения выделение префектурам административных округов необходимых средств для реализации настоящего постановления.

12. Департаменту по делам печати и информации совместно с Объединением ветеринарии и другими заинтересованными организациями организовать серию передач на радио и телевидении, статьи в прессе по проблемам содержания животных в городе.

13. Поручить Департаменту инженерного обеспечения в срок до 01.03.95 подготовить проект закона города Москвы «О штрафных санкциях за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны животного мира» и «Временных правил содержания собак и кошек в г. Москве» для внесения его в установленном порядке в Московскую городскую Думу.

14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя премьера правительства Москвы Б.В. Никольского и министра правительства Москвы А.С. Матросова.

Премьер правительства Москвы
Ю.М. Лужков

О штрафных санкциях за нарушение законодательства РФ

в области охраны животных и временных правил содержания собак и кошек в г.Москве

ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ

Настоящий Закон устанавливает размеры, порядок наложения и взимания штрафов за нарушения правил охраны и содержания животных в городе Москве, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, постановлением Правительства Москвы от 8 февраля 1994 года N 101 «Об утверждении Временных правил содержания собак и кошек в городе Москве и Временного положения по отлову и содержанию безнадзорных собак и кошек в городе Москве , а также последующее распределение этих средств.

Статья I. О размерах штрафов, налагаемых за нарушения правил охраны и содержания животных на граждан и юридических лиц в административном порядке

1. На предприятия, организации, граждан за нарушения законодательства по охране животных и нормативных актов, регламентирующих содержание животных, контролирующими органами налагаются денежные взыскания — штрафы. Размеры штрафов устанавливаются в пределах, предусмотренных действующим законодательством и настоящим Законом, и взыскиваются соответствующим контролирующим органом.

2. Размеры штрафов, налагаемых за нарушения, предусмотренные действующим законодательством и настоящим Законом:

 

NN п/п Характер нарушения Единица измерения Коээфициент оплаты штрафа (от минимальной зарплаты) для юридических лиц Коээфециент оплаты штрафа (от минимальной зарплаты) для граждан
2.1. Прогулка с собакой без поводка в условиях, не обеспечивающих безопасность окружающих людей и животных:
— в парках, на бульварах
— особо охраняемых природных территориях
Одно животное 1,0
0,05
1,0
0,05
2.2. Появление с собакой без поводка вблизи магистралей и перехода через улицу Одно животное 2,0 0,2
2.3. Появление с собакой без поводка и намордника в промтоварных магазинах, учредениях, на рынках, пляжах, в транспорте Одно животное 2,0 0,1
2.4. Появление с животными в продовольственных магазинах или учреждениях, имеющих запрещающий знак на вход с животными Одно животное 2,0 0,1
2.5. Содержание животных в местах общего пользования коммунальных квартир и загрязнение экскрементами животных лестничных клеток, лифтов, подъездов, детских площадок, тротуаров Одно животное 3,0 0,15
2.6. Непредотвращение нарушения тишины животными в квартирах, на улице в ночное время Одно животное 1,0 0,05
2.7. Нападение животного на человека с причинением вреда здоровью человека Одно животное 50,0 0,5
2.8. Нападение животного на другое животное, повлекшее увечье или гибель последнего Одно животное 2,0 0,5
2.9. Ущерб, причиненный имуществу физическим воздействием животного Одно животное 3,0 0,3
2.10. Истязание или калечение животного Одно животное 5,0 0,5
2.11. Содержание животного в условиях, не соответствующих его биологическим особенностям и требованиям ветеринарно-санитарных правил Одно животное 1,0 0,25
2.12. Прекращение владельцем жизнеобеспечения животного и уклонение от передачи другому лицу или ветеринарным учреждениям Одно животное 3,0 0,5
2.13. Жестокое или неоправданное состояние здоровья умервщленного животного Одно животное 7,0 0,5
2.14. Проведение на животном жестокого эксперимента без обезболивания или выведение животного из эксперимента жестокими недозволенными методами Одно животное 7,0 0,5
2.15. Транспортировка животного в условиях, не соответствующих его биологическим особенностям и санитарно-ветеринарным правилам Одно животное 3,0 0,25
2.16. Уклонение от регистрации и вакцинации собак против бешенства в государственных учреждениях по месту жительства владельцев Одно животное 2,0 0,2
2.17. Эксплуатация животного в условиях, приводящих к потере его здоровья Одно животное 3,0 0,25
2.18. Содержание собак и кошек с целью использования шкур и мяса животных Одно животное 10,0 0,5
2.19. Организация и проведение зрелищ собачьих боев Одно животное 50,0 10,0

3. Штрафные санкции за нарушения, указанные в пп. 2.5, 2.6, 2.11, 2.16 и 2.17, налагаются после представления виновному лицу или учреждению предписания, предъявленного уполномоченным лицом в соответствии со статьей II настоящего Закона, требующего устранения нарушений к указанному сроку и предупреждающего о применении штрафных санкций (за каждые сутки, за повторное нарушение или неисполнение предписания).

Статья II. Лица, уполномоченные составлять протоколы и предписания о нарушениях правил охраны и содержания животных в городе Москве

Протоколы и предписания о нарушениях правил охраны и содержания животных в городе Москве составляются:

— инспекторами по надзору за содержанием животных в префектурах;

— инспекторами Москомприроды;

— уполномоченными представителями Объединения ветеринарии города Москвы и Мосгорцентра Госсанэпиднадзора;

— общественными инспекторами по защите животных;

— сотрудниками милиции, включая участковых уполномоченных;

— сотрудниками ГАИ (в случаях, когда правонарушение могло привести к дорожно — транспортному происшествию).

Статья III. Органы, уполномоченные рассматривать дела о нарушениях правил охраны и содержания животных в городе Москве

1. Протоколы о нарушениях правил охраны и содержания животных в городе Москве направляются в административную комиссию Москомприроды, которая вправе налагать штрафы, предусмотренные статьей I настоящего Закона.

2. Для рассмотрения вопросов, связанных с нарушениями «Временных правил содержания собак и кошек в городе Москве» и законодательства по охране животных Российской Федерации, в административную комиссию Москомприроды вводятся по одному представителю от Главного управления внутренних дел Москвы, Российской кинологической федерации, Объединения ветеринарии города Москвы, Московского общества защиты животных.

3. Протоколы о нарушениях правил охраны и содержания животных в городе Москве, составленные лицами, перечисленными в статье II настоящего Закона, передаются в административную комиссию Москомприроды через инспектора по надзору за содержанием животных в префектуре.

Статья IV. Порядок производства по делу о нарушениях правил охраны и содержания животных в городе Москве

1. Дело о нарушении правил охраны и содержания животных в городе Москве рассматривается административной комиссией Москомприроды в соответствии со статьями 255-265 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

2. Порядок и сроки обжалования постановлений по делу о нарушениях правил охраны и содержания животных в городе Москве определяются в соответствии со статьями 266-276 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Статья V. Порядок исполнения постановления административной комиссии Москомприроды о наложении штрафов за нарушения правил охраны и содержания животных в городе Москве

1. Постановления о наложении штрафов на граждан исполняются в соответствии со статьями 280-285 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

2. Штрафы, наложенные на юридические лица, взыскиваются в безакцептном порядке.

Статья VI. Использование средств, полученных от исполнения постановлений о наложении штрафов за нарушения правил охраны и содержания животных в городе Москве

1. Средства от штрафных санкций перечисляются в Московский экологический фонд в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 8 февраля 1994 года N 101 «Об утверждении «Временных правил содержания собак и кошек в городе Москве» и «Временного положения по отлову и содержанию безнадзорных собак и кошек в городе Москве» (пп. 4, 5, 6, 13 приложения 3) для финансового обеспечения городских зоозащитных программ, в том числе содержания пунктов передержки отловленных и безнадзорных животных в административных округах города Москвы.

2. Разрешить Московскому экологическому фонду использовать до 5 процентов сумм, полученных от взимания штрафов, для поощрения работы общественных инспекторов по защите животных в соответствии с Положением об Общественной инспекции по защите животных города Москвы (приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 8 февраля 1994 года N 101 «Об утверждении «Временных правил содержания собак и кошек в городе Москве» и «Временного положения по отлову и содержанию безнадзорных собак и кошек в городе Москве», п. 13).

Статья VII. Введение Закона в действие

Настоящий закон вводится в действие в соответствии с Законом города Москвы от 14 декабря 1994 года N 22 «О законодательных актах города Москвы».

Мэр Москвы
Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума
24 апреля 1996 года
N 12